Очистка – с чего начинается её возможность?

Очистка, как бы она ни была важна, слишком часто откладывается на самый конец и отделяется от процесса проектирования изделий. Даже самый прозорливый инженер-конструктор едва ли посмотрит на модель с позиции того, что эту штуковину, в конце концов, будут мыть. Я полагаю, что это связано, по крайней мере отчасти, с тем фактом, что проектирование и очистка видятся двумя различными проблемами, которые решаются двумя различными группами лиц.

В прошлые времена, кажется, это разделение задач было менее важной проблемой, чем сегодня. Когда возможности производства были ограничены в своих рамках, всегда было готовое решения для очистки большинства конфигураций, которые могли быть созданы с помощью тех технологий, что были доступны. Впоследствии же с расширением возможностей производства, расширяется так же и диапазон задач, встающих перед очисткой, причем с еще более высокой скоростью. На сегодняшний день деталь, которая раньше состояла из набора различных частей, собранных вместе, представляет собой одно единственное, самостоятельное изделие. Возможность очистить отдельные части перед сборкой теперь потеряна. В то же самое время требования к очистке возросли в том же бешеном темпе. К примеру, деталь, которая была «абсолютно чистой» по стандартам пятидесятилетней давности, не имела бы ни единого шанса против любых, даже самых смягченных сегодняшних требований к чистоте.

Двигатель начала XIX векаДвигатель Honda HR2

Рассмотрим показанный на фотографии выше «тяп-ляп» двигатель начала XX-ого века в сравнении со стандартным автомобильным двигателем наших дней. Ни за что не поверю, что люди, создавшие «тяп-ляп» двигатель имели хоть какие-нибудь проблемы с тем, что двигатель не был достаточно чистым, чтобы заработать. И такие механизмы действительно работали «вечно». Существует множество двигателей из «тех, которым за сто», они находятся в ежедневном использовании, и работают по сей день, даже сегодня. Автомобильный двигатель, хотя он и более мощный, а также, возможно, более надежный, имеет сотни частей, многие из которых требуют точности в десять тысячных дюйма, и которые должны быть идеально чистыми, чтобы функционировать должным образом.

Мораль здесь в том, что сейчас более чем когда-либо, очистка должна рассматриваться в качестве неотъемлемой части процесса проектирования. Так же, как авиаконструктор может создать самолет, который никуда не полетит, инженер почти любое устройство может спроектировать таким образом, что оно не сможет быть очищено и, как следствие, окажется бесполезным.

Трагедия в отеле «Hyatt Regency» в Канзас-Сити, когда рухнули подвесные галереи, – классический пример вполне функционального и безопасного проекта, который не был осуществлен. Результатом «особого пути», по которому пошла строительная бригада, стала смерть более чем сотни человек. Если бы между дизайнером (архитектором) и строителем было понимание, а их связь была бы достаточно эффективной, катастрофы бы никогда не случилось. К сожалению, каждый работал в своем маленьком мире. Если вы заинтересованы, то более подробную информацию о трагедии можно получить здесь. Если говорить о наших российских катастрофах, то основной их причиной, как правило, является халатность, лежашая в отличной от промышленного клининга плоскости, что не исключает в том числе и описанной проблемы. В качестве примера можно рассматривать обрушение крыши Трансвааль-парка в Москве, тогда наиболее популярной была версия о внезапном скоплении снега на крыше  Экспертиза по делу «Трансвааль-парка»

Вместе с тем, как клининг становится все более и более важной частью производства, должны улучшаться и коммуникации между теми, кто проектирует, и теми, кто несет ответственность за достижение чистоты. Мне известны многие и многие случаи, когда самые простые и несущественные изменения в конструкции помогли бы очистить деталь, для которой раньше это не представлялось возможным. Я точно не знаю, что мы, на «чистой стороне», могли бы сделать в сложившейся ситуации. Пожалуй, самым простым способом является повышение осведомленности о технологиях очистки, причем среди представителей всех направлений: от мечтателей-теоретиков до работяг-практиков. Может быть, что-то изменилось, но я не помню, чтобы, когда я пошел в школу около пятидесяти лет назад, хотя бы один из предлагавшихся курсов, был посвящен очистке. Сомневаюсь, что что-нибудь изменилось.

В предстоящих записях я намерен и дальше изучать, как распространяются технологии очистки и почему нам не удается ничего донести до тех, кто может что-либо изменить.